Гипоплазия

Гипоплазия – заболевание зубов, которое встречается у 30% населения. Суть этой болезни в том, что нарушается нормальное течение закладки зачатков зубов – молочных у плода во время беременности, или коренных у ребенка первых лет жизни.

Проявляться гипоплазия может по-разному, например, самая тяжелая форма заболевания – это аплазия – то есть зуб/некоторые зубы отсутствуют полностью, или нет эмали.

Как уже стало понятно, заболеванию подвержены и молочные, и постоянные зубы. Однако, последние все-таки страдают чаще.

Самая «популярная» форма гипоплазии – это когда вовсе нет эмали или отсутствует покрытие на какой-то части зуба. Реже, если случай заболевания более тяжелый, можно наблюдать поражение также дентина и пульпы.

Что касается молочных зубов, то патология развития эмали (или всего зуба) начинается еще когда зубы находятся в зачаточной стадии, у плода в утробе матери. Причина патологии – обмен веществ в организме плода нарушен. Это, в свою очередь, обуславливается неполадками в организме матери во время вынашивания ребенка. К гипоплазии может привести банальный токсикоз или такие опасные заболевания как краснуха или токсоплазмоз.

Если заболевание поражает коренные зубы, то это происходит в период их закладки и минерализации, когда ребенок находится в возрасте от полугода до полутора лет. Факторы, которые способствуют возникновению патологии – это различные болезни, которые малыш мог пережить в тот период. Например, рахит, нарушения в работе мозга, различные инфекции и т.д.

На расположение гипоплазии по поверхности зуба влияет то, на каком этапе прорезывания находился зуб в период болезни ребенка. Ее выраженность прямо пропорциональна тому, насколько тяжелым было перенесенное заболевание.

Гипоплазия бывает двух типов – системная и местная.

Системная гипоплазия выражается в следующих патологиях эмали:

1. Первая степень заболевания – отклонения в окрашенности эмали. На зубах заметны четко очерченные пятна белого или желтого цвета. Родители могут перепутать гипоплазию с кариесом на стадии пятна.
  2. Средней тяжести степень заболевания – патология эмали. Выражается в образовании на поверхности зуба неровностей – бороздок, волн, точек, углублений.
  3. Тяжелая степень заболевания – полное отсутствие эмали на конкретном участке зуба. Если первые две степени гипоплазии не сопровождаются болевыми ощущениями, то аплазия эмали может быть болезненна при термическом или химическом воздействии на пораженный участок зуба.

Встречается также местная форма гипоплазии – когда зачатки зубов каким-то образом затрагивает воспаление или они травмируются механически. В таком случае также появляются пятна и деформации поверхности зуба. Встречается она только на коренных зубах, не связана с обменными процессами и хорошо поддается лечению, если выявлена на ранней стадии развития.

Если гипоплазия не портит эстетичный вид улыбки и не доставляет человеку никаких неудобств или неприятных ощущений – тогда лечение желательно, но не обязательно.

Однако, если дефекты поверхности зубов заметны при общении или способствуют разрушению зуба, терапия необходима.

Средние и тяжелые формы гипоплазии могут способствовать усугублению стираемости зубов, формированию неправильного прикуса или потере зуба.

Лечение заболевания, как правило, комплексное:

1. Отбеливание пятен на эмали или ее пломбирование и шлифование.
  2. Реминерализация поверхности зуба.

В особо сложных или запущенных случаях гипоплазии может понадобиться ортопедическая терапия.