Бутылочный кариес

Бутылочный кариес (его еще называют в народе «молочный» или «ясельный») – распространенное заболевание зубов, которое встречается у детей в возрасте 2-х – 4-х лет. Такое название болезнь получила от того, что ее причиной становится систематическое употребление еды – молока или любой деткой смеси перед сном или в течение ночи. Вследствие этого на протяжении всего периода сна во рту находятся органические остатки лактозы – основной источник питания для микроорганизмов, жизнедеятельность и размножение которых способствует появлению кариеса. В юном детском возрасте эмаль еще не до конца сформирована, она тонкая и ее структура легко поддается разрушению.

Также, молодой и неокрепший детский организм не в состоянии справиться с бактериями, которые постоянно получают подпитку в виде остатков пищи, не может даже подавить их активность. Поэтому, бутылочный кариес достаточно быстро возникает и активно прогрессирует у деток, которые «пьют» (едят) в перерывах между ночным сном. Причем абсолютно не важно, как и какую принимает пищу ребенок – заменитель грудного молока из бутылочки или молоко непосредственно из материнской груди. Лактоза, то есть молочный сахар, присутствует в любом виде детских смесей или другого питания и является идеальной средой для размножения кариозных бактерий.
Однако, врачи заметили, что не у всех детей, питающихся ночью и перед сном появляется бутылочный кариес. И в то же время, он может развиться у тех деток, родители которых соблюдают график кормления и регулярно чистят детские зубки. Так происходит потому, что на появление этого заболевания также влияют следующие факторы:
1. В случае ослабления иммунитета ребенка, бактерицидные свойства слюны ослабевают, и она не справляется с бактериями.
2. Если ребенок чем-нибудь болеет достаточно продолжительное время (затяжной грипп, сахарный диабет, инфекции желудочно-кишечного тракта), это может спровоцировать ослабление организма и стремительное развитие кариеса.
3. Наибольшее негативное влияние на состояние эмали ребенка оказывает неправильный рацион питания – сладкие каши, подслащенные смеси, чаи и другие блюда и напитки. Мучные и кондитерские изделия, отсутствие в рационе твердой пищи (должна присутствовать, если возраст ребенка соответствующий). Редкое употребление продуктов, содержащих кальций и фосфор.
4. Место жительства – если ребенок до 4-х лет постоянно проживает в регионе, где в воде содержится мало фтора, то зубная эмаль не получает достаточного питания. Как следствие, она ослабляется и более подвержена воздействию агрессивной кислотной среды.
5. Наследственность.
В независимости от причин возникновения, развитие бутылочного кариеса можно предотвратить или удачно сдерживать, если после каждой еды тщательно чистить детские зубы, оздоравливать организм ребенка и регулярно посещать стоматолога для профилактических осмотров.
Стоит ли лечить бутылочный кариес на молочных зубах? Некоторые родители считают, что это лишнее – незачем раньше времени травмировать ребенка стоматологическими процедурами, тем более, что молочные зубы скоро выпадут сами. Однако эта позиция в корне неправильна и может сильно испортить жизнь малышу в будущем. Молочные зубы, поврежденные бутылочным кариесом, быстро разрушаются, выпадают раньше времени. Это крайне негативно отражается на формировании, расположении и росте коренных зубов, костей челюсти и лица в целом. У ребенка могут появиться различные дефекты челюсти, шепелявость, нарушение дикции. Кривые гниющие зубы и неприятный запах изо рта также не добавят малышу популярности среди сверстников, это может обернуться тяжелой психологической травмой и комплексом неполноценности на долгие годы.
Методы лечения бутылочного кариеса не сильно отличаются от обычных, однако, в силу юного возраста пациента, может понадобиться наркоз. Если родители негативно относятся к наркозу (хотя есть абсолютно безопасные для ребенка методы введения в сон), они должны тщательно следить за состоянием зубов своего малыша начиная с появления самого первого зубика. Ну и, конечно же, – чистить зубы перед сном и не кормить ребенка ночью.