Анестезия

Анестезия – в стоматологии способ обезболить определенные участки полости рта во время проведения лечебных процедур.

Анестезия, в зависимости от способа применения, бывает нескольких видов:

1. Аппликационная;
  2. Инфильтрационное обезболивание;
  3. Проводниковое обезболивание.

Аппликационная (поверхностная, терминальная) анестезия – это способ обезболивания, при котором лекарственное средство наносится непосредственно на необходимый участок полости рта. Она не требует введения препаратов внутрь мягких тканей, обезболивающий эффект распространяется на 2-5 мм вглубь. Сфера применения такого метода широка:
• лечение кариозных поражений зубов;
• удаление молочных и постоянных зубов;
• облегчение болевого синдрома при заболеваниях слизистой оболочки ротовой полости;
• лечение воспалений слизистой оболочки и флюсов;
• гигиенические стоматологические процедуры;
• подавление рвотного рефлекса на определенных этапах реставрации и протезирования;
• установка ортопедических конструкций;
• временное обезболивание перед введением инъекции;
• мелкие хирургические вмешательства в полости рта.
Аппликационная анестезия может быть выполнена с помощью различных медикаментозных препаратов – гелей, мазей, спреев, растворов, аэрозолей, порошков, пленок, пастилок. Эти местные анестезирующие средства при нанесении на определенную область слизистой оболочки, быстро проникают внутрь тканей и блокируют нервные импульсы. Пациент теряет чувствительность в месте воздействия препарата. Анестезирующий эффект длится приблизительно 30 минут.
В зависимости от того, коков механизм обезболивающего воздействия на ткани, аппликационную анестезию принято классифицировать:
1. Средства, которые производят прижигающий эффект. Этот способ в стоматологии непопулярен, так как он достаточно токсичен и в некоторой степени повреждает пульпу зуба и окружающие ткани;
2. Дегидрационные средства. Они обезболивают за счет того, что обезвоживают ткани зуба;
3. Средства физиологического действия. В период действия изменяют структуру твердых тканей зуба;
4. Анестезирующие средства местного действия. После нанесения на твердые ткани зуба препарат блокирует проводимость нервных окончаний.
Метод аппликационной анестезии достаточно прост – врач подсушивает слизистую оболочку и наносит средство с помощью ватного, марлевого тампона, пластикового аппликатора или методом распыления.
Инфильтрационная анестезия (заморозка) – один из самых популярных способов обезболивания в стоматологии. Этот метод заключается в ведении анестетика под слизистую оболочку с помощью инъекции. Далее лекарство проникает глубже и воздействует на нервные окончания.
Данный вид анестезии применяется при выполнении большинства стоматологических манипуляций. Он эффективен даже в случаях, когда процедура достаточно болезненна – при операциях с пульпой, удалении нервов, имплантации.
Преимущества такого вида обезболивания:
1. Эффективное и безопасное, так как концентрация лекарства не высока;
2. Обезболивание происходит очень быстро;
3. Если операция длится дольше, чем действует анестезия, возможно повторное введение препарата;
4. Медикаментозный препарат достаточно быстро выводится из организма пациента;
5. Обезболивание распространяется не только на определенный нерв, но и на окружающие ткани.
Стоит отметить, что вследствие физиологических особенностей строения верхней и нижней челюстей, инфильтрационное обезболивание проводится чаще в области верхней, а не нижней челюсти.
Проводниковое обезболивание отличается тем, что позволяет «отключить» нервную ветвь, а значит и боль на довольно обширных участках полости рта (вся челюсть или ее часть, язык, десны) на длительное время – 90-120 минут. При этом объем вводимого посредством инъекции лекарственного препарата обычно меньший, чем при инфильтрационном методе. Часто такой метод обезболивания применяется на нижней челюсти, так как инфильтрационная анестезия там не эффективна.
Период действия лекарства и площадь обезболивания позволяют проводить серьезные стоматологические операции – лечение запущенного кариеса, лечение нескольких зубов в ряду, терапия тяжелых воспалений, ортопедические манипуляции. Проводниковое обезболивание применяется, если другие способы анестезии неэффективны и/или общий наркоз невозможен.
Чтобы использовать такой способ обезболивания, стоматолог должен обладать необходимыми знаниями и навыками, а также предварительно подготовиться и подготовить пациента к проведению процедуры и последующего лечения.
В любом случае, решение о том, какой метод анестезии будет применяться в каждом конкретном случае, принимает врач.