Дентофобия — как отличить фобию от страха и тревоги

10.03.2017

Стоматолог – сложно представить себе представителя современной профессии, который вызывал бы такие же сильные эмоции у практически каждого человека. Эмоции эти разные по силе, однако, почти всегда негативно окрашены – от легкой неприязни до панического страха.

Прежде, чем рассказывать о причинах страха стоматологов у малышей, важно разделить такие понятия, как тревога, страх и фобия (в данном случае дентофобия).

Человек ощущает тревогу в случае неясной опасности, источник которой человек не может определить. Именно эта неопределенность заставляет человека тревожиться.

Страх – это эмоциональная реакция в ситуации испуга. Страх, в отличие от тревоги, всегда связан с конкретной ситуацией, которая и вызвала испуг.

Фобия же представляет собой переживание неадекватного по силе проявления страха или ужаса при повторении определенной ситуации. Так вот, ребенок может тревожиться, если у него нет определенности: что же происходит в кабинете стоматолога? Уже сидя в стоматологическом кресле, ребенок может испугаться неожиданной боли при той или иной стоматологической процедуре и испытать страх. Этот страх при особой чувствительности малыша или при не совсем педагогически верных действий родителей может перерасти в фобию: неудачный первый поход к стоматологу отложиться сильным эмоциональным потрясением, и ребенок может начать фобически бояться даже одного упоминания о зубном враче.

Не рассказывая малышу заранее про работу стоматолога и про процесс осмотра и лечения зубов, родители тем самым обрекают ребенка на переживание тревоги перед посещением врача: ведь он не знает, что с ним будет происходить в кабинете, об этом ребенок может только фантазировать.

Совершенно спокойно к посещению дантиста относятся только современные маленькие дети и подростки, которых с самого первого раза начали обслуживать и лечить вежливые дяди и тети при помощи передовых технологий и новейшего оборудования.

Эти счастливчики – маленькие пациенты, никогда не испытывали боли в кабинете стоматолога, а потому у них отсутствует и страх.

Задумайтесь, если вы придете к зубному врачу лечить кариес, и он вам скажет, что будет не больно или «совсем чуть-чуть поболит, потерпите», вы ему поверите? Сядете без страха и неприязни в кресло? Скорее всего, ответ будет – нет. А это значит что дентофобией, стоматофобией или одонтофобией в разных степенях запущенности страдает почти все взрослое население постсоветских территорий. Иногда посещению врача мешает не столько страх боли, сколько стыд показать постороннему человеку плачевное состояние своей полости рта.

Так что же делать в такой ситуации – терпеть боль и прогрессирующее разрушение зубов, но только не идти к врачу? Спрятать свой страх, стиснув кулаки и челюсти, деревянной походкой шагать в кабинет стоматолога? Или может быть стоит попытаться избавиться от своей фобии навсегда?

Как отличить стоматофобию от простого волнения

Согласитесь, когда нам предстоит любое ответственное дело – посещение врача, встреча с потенциальным клиентом, покупка нового автомобиля – мы испытываем некоторое волнение, приятное или нет, зависит от ситуации. Вот и поход к стоматологу также должен вызывать естественную нервозность. Но она должна постепенно пройти – сама собой или после разговора с врачом. Если же волнение не только не ослабевает, но даже усиливается, вид бормашины (пусть даже ультрасовременной) ввергает в ужас, контакт с врачом никак не устанавливается, а от самых простых и безобидных процедур «чувствуется боль» — налицо дентофобия.

Страх может быть настолько сильным, что человек теряет сознание.

Лечить или попробовать избавиться от фобии самостоятельно?

Можно попробовать обратиться к психиатру, который с помощью сеансов психотерапии и медикаментозного воздействия поможет решить вашу проблему. Однако, сначала можно и нужно попробовать преодолеть свой страх навсегда самостоятельно.

Несколько приемов, направленных на избавление от стоматофобии:

1. Перед приемом у врача, желательно на этапе записи, предупредите сотрудников клиники, что вы «сложный клиент». Это позволит подобрать для вас более опытного и чуткого специалиста, который сможет максимально правильно с психологической точки зрения провести консультацию и лечение.
  2. Попробуйте альтернативный подход к лечению зубов – терапия во сне. Попробуйте метод «под седацией», в следующий раз страх может стать меньше, и вы согласитесь производить медицинские манипуляции под местной анестезией. Таким образом, постоянно закрепляя позитивные или хотя бы нейтральные ощущения, человек избавляется от фобии.
  3. Попросите друзей, родственников и просто знакомых поделиться с вами их недавним опытом общения со стоматологом. Может быть, это убедит вас в том, что ничего страшного не случится, ведь современные безболезненные методы лечения кариеса применяются во всех современных клиниках.
  4. Выберите для посещения центр стоматологии, врачи которого заслужили хорошие отклики в интернете. Такие отзывы оставляют совершенно незнакомые для вас люди, им незачем обманывать вас. Если у стоматолога хорошая репутация и много довольных клиентов – велика вероятность, что вам он тоже не причинит вреда или боли. Узнайте побольше официальной информации о тех методах лечения, которые применяются в выбранной вами клинике.
  5. На несколько первых посещений врача, пока вы не обретете твердую уверенность в том, что процедуры безболезненны, попросите близкого человека сходить с вами за компанию для моральной поддержки.

Если вы отважитесь на несколько посещений хорошо зарекомендовавшей себя клиники, то очень скоро страх перед визитом к стоматологу сойдет на нет.

К тому же, в современных центрах за клиентом закрепляют одного специалиста, который и ведет историю болезни, как семейный доктор. Постепенно вы установите со своим врачом сначала доверительные, а затем и дружеские отношения, для фобии просто не останется места в вашей жизни!

И помните – не прививайте своим детям страх перед стоматологом. Пусть сами делают выводы о том, стоит ли переживать по поводу посещения врача. Если вы отведете своего ребенка в хороший стоматологический центр, то у него никогда не возникнет дентофобии и здоровье зубов всю жизнь будет на высшем уровне!

Читают так же :

наркоз в стоматологии

БЕЗОПАСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ВО СНЕ (МАЛЫШ СПИТ — ЗУБКИ ЛЕЧАТСЯ)